15 сентября 2017 года, в пресс-центре «Парламентской газеты», состоялось обсуждение участившихся случаев телефонного терроризма в России и нового теракта в Лондоне. В обсуждении приняли участие: Сопредседатель Комитета по вопросам обеспечения безопасности Международного конгресса промышленников и предпринимателей (МКПП) Александр Ионов; официальный представитель национальной армии Ливии, бригадный генерал Ахмад Аль-Мисмари; замдиректора ННФ ИПБиУР, депутат Госдумы 4, 5 и 6-го созывов Владимир Овсянников и представитель Ассоциации частных охранных структур — Александр Остапенко.
Эксперты предложили создать специальный международный центр мониторинга
Гости студии рекомендовали парламентариям узаконить особый режим мониторинга стратегически важных объектов и их защиты от кибератак, а также, решить вопрос закрытия доступа к аккаунтам лиц в любых мессенджерах, подозреваемых в террористической деятельности.
Попытка «сканировать» действия спецслужб
Как заявил Сопредседатель Комитета по вопросам обеспечения безопасности Международного конгресса промышленников и предпринимателей (МКПП) Александр Ионов, организаторы и исполнители телефонных атак совершают преступления против личности.
«Делается это для того, чтоб проверить реакцию наших спецслужб. Так было в Европе, когда в Брюсселе перед терактом делались звонки о минировании зданий и отслеживалось — в какое время приедут сотрудники спецслужб. Могу сказать, что наши спецслужбы атаку выдержали с честью», — сказал эксперт.
По его словам, звонки могут продолжиться, чтобы усыпить бдительность спецслужб. Но к такому сценарию наша полиция и ответственные ведомства готовы, уверен Александр Ионов.
Вместе с тем эксперты с опаской оценили звучавшие предложение усилить ответственность за телефонный терроризм. По мнению замдиректора ННФ ИПБиУР, экс-депутата Госдумы Владимира Овсянникова, повышать наказание за анонимные телефонные хулиганства нет необходимости: «От этого пострадают «оболтусы», которые решили просто побаловаться, а вот настоящие преступники, например, те, кто спровоцировал последнюю телефонную атаку на наши города — от неё уйдут».
По его убеждению, «эпидемия» ложных угроз была хорошо режиссирована. Злоумышленники предполагают, что никто «пойман за руку» не будет. «Всё это нужно было, чтобы отсканировать действия спецслужб. Очевидно, идёт подготовка к некоему действию в продолжение сценария», — считает эксперт. В этой связи он призвал граждан не расслабляться — каждый должен принять участие в том, чтобы сохранить свою безопасность, своей семьи, своей страны.
При этом одной из самых тревожных тем остаются звонки о минировании школ. Когда в прицеле террористов оказываются дети, волнуется всё общество. Как сообщил Александр Остапенко, эксперт ассоциации, объединяющей несколько охранных предприятий, работающих в образовательных учреждениях, в Москве 14 сентября на «тревожный пульт» поступило 24 (!) телефонных вызова.
«Могу с уверенностью сказать, что взаимодействие охраны и спецслужб в рамках эвакуации и проверки зданий было очень чётким и оперативным. Мы понимаем, что телефонные атаки выходят на иной уровень — это не просто хулиганы. И наши школы обеспечены необходимыми технологиями, кадрами, чтобы таким вызовам противостоять. Говорю об этом с большой долей уверенности», — заметил он.
Электростанции — под особый мониторинг
Во время обсуждения проблем эксперты призвали законодателей дать возможность спецслужбам контролировать переговоры в мессенджерах. Известно, что владельцы некоторых из них отказываются открывать личную информацию своих пользователей. Однако в условиях гибридной войны с участием армий международного терроризма стране стоит вспомнить, что жизнь человеческая несоизмеримо выше. Речь идёт о том, чтобы предоставить доступ к аккаунтам лишь тех, кто попал в поле внимания спецслужб в связи с подозрениями в террористической деятельности.
Лучше лишить на время людей Интернета, чем допускать развитие предпосылок для массовых беспорядков.
Ещё одна инициатива экспертного сообщества — создание межгосударственной структуры по кибербезопасности, в рамках которой мог бы идти мониторинг виртуальных угроз и моментальный обмен информацией о тех или иных операциях. Аналогии проводятся с ноу-хау российских военных в Сирии — впервые созданном едином центре мониторинга, который позволяет отслеживать обстановку в режиме онлайн. Вот такой мониторинг, как считают эксперты, необходим сегодня и на антитеррористическом киберпространстве. Причём координаторами такой работы на межведомственном уровне могут выступать законодатели.
Прозвучало и предложение, касающееся законопроекта об особом мониторинге ситуации на стратегически важных объектах страны, — например, на электростанциях. Напомним, АЭС в Бушере, после торжественного открытия, была выведена хакерами из строя на полтора месяца. Возможность для атаки злоумышленникам дали кадры из телерепортажа, на которых был зафиксирован пульт управления станцией. Как подчеркнул Александр Ионов, сегодня террористический акт — не только взрыв здания, но и вывод объекта из строя. Разрушительный эффект при этом может быть не меньший, если речь идёт, например, об угрозе отключения электричества или системы канализации в мегаполисе.
«Электронные армии» готовы объединиться
Между тем сегодня стоит говорить о том, чтобы объединить антитеррористические усилия не только сухопутных или авиационных вооружённых сил разных стран, но и «электронных армий» различных государств. Об этом заявил бригадный генерал национальной армии Ливии Ахмад Аль-Мисмари. Ливия — уникальная страна, которая уже испытала на себе подобные телефонные атаки в ходе противостояния в Бенгази.
«Последние семь лет у нас в стране шла очень сложная борьба против электронного терроризма. Мы получали по сто звонков в день. Это прямая попытка разрушить государственную целостность, подорвать доверие населения к своей армии и спецслужбам. И повторение сценария в России говорит о том, что беззаконие в мире растёт. Сейчас приходится реагировать на угрозы в режиме реального времени — угрозы идут из Интернета. Сложность раскрытия таких преступлений существенно возросла», — признался ливийский «силовик».
Он отметил, что в Ливии была создана «электронная армия, которая работает постоянно», в том числе по вычислению очагов ложных телефонных сигналов. Например, недавно в Ливии были закрыты 70 аккаунтов в Facebook, которые распространяли ложную информацию о заминированных зданиях.
«Основная цель таких сообщений — внести раздор в общество, так как эта война касается всех. И мы у себя в стране пришли к уверенности — лучше лишить на время людей Интернета, чем допускать развитие предпосылок для массовых беспорядков», — рассказал Ахмад Аль-Мисмари.
Выступили специалисты и за идею скорейшего объединения стран в рамках антитеррористической коалиции — к таким шагам не раз призывали на международных площадках первые лица нашей страны, включая президента Владимира Путина и спикера Совета Федерации Валентину Матвиенко. Сегодня атака идёт на Москву, а завтра раздаётся взрыв в Лондоне. Последний теракт в столице Великобритании 15 сентября ещё раз показал — у терроризма нет границ.
Эксперты «Парламентской газеты», выразив сочувствие пострадавшим в результате трагедии в Лондоне, заметили — остановить череду терактов в странах Европы смогут лишь шаги европейцев навстречу международному сотрудничеству по антитеррору.
«В Европе и в США почему-то слабо реагируют на нашу информацию о возможных терактах. Так, например, было с терактом в Бостоне, — напомнил Александр Ионов. — Сегодня в некоторых странах ЕС такая организация, как «Хизб ут-Тахрир», запрещённая в России, имеет официальный статус, получает госдотации, которые идут на пропаганду экстремизма. Пока Европа не прекратит потакать такой деятельности, теракты будут продолжаться».